Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий
Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь во 2 полугодии 2023 года.
1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:
на суммы бесплатного обеспечения молоком работников, работающих во вредных условиях труда (нарушен подпункт 9.1 пункта 9 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115));
на суммы денежной помощи в размере месячной стипендии молодым специалистам;
на суммы материальной помощи работникам, в связи с тяжелым материальным положением согласно заявлению;
на сумму стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых нанимателем за счет собственных средств (нарушен пункт13 Перечня № 115;
на суммы, начисленные за участие в республиканском субботнике в день его проведения и перечисленные работодателем в порядке, установленном законодательством (нарушен пункт 16 Перечня № 115);
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З (далее – Закон № 118-З) излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.
1.2 Не начислены обязательные страховые взносы:
не начислены обязательные страховые взносы на суммы премий, выплачиваемых за добросовестный труд и профессиональное мастерство в связи с юбилейной датой (нарушен пункт 1 статьи 4 Закона № 118-З);
на суммы вознаграждения, выплачиваемого за активное участие в общественной жизни коллектива (нарушен пункт 1 статьи 4 Закона № 118-З);
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 118-З не внесенная в установленный срок сумма взносов в бюджет фонда является недоимкой. К недоимке относится задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 118-З на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на сумму отпускных за период отпуска, который не входит в профессиональный стаж;
на сумму средней заработной платы, сохраняемой за время прохождения медицинского осмотра;
на сумму заработной платы за период ремонта;
на сумму денежной помощи молодым специалистам;
на сумму материальной помощи работникам к школе, на заготовку и приобретение овощей (нарушенпункт 2 статьи 4 Закона № 118-З).
Излишне поступившие в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (статья 19 Закона № 118-З).
2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на сумму вознаграждения, выплачиваемого за активное участие в общественной жизни коллектива (нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З);
на сумму отпускных за период отпуска, который входит в профессиональный стаж (нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З).
на суммы выплат за работу сверх установленной нормы (нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З)
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены статьями 8 «Сроки уплаты взносов», 14 «Порядок перечисления взносов» Закона № 118-З. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены статьей 21 «Обязанности плательщиков» Закона № 118-З.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 9 Положения по ВН № 569пособие по временной нетрудоспособности исчислено за период отпуска без сохранения заработной платы; пособие по временной нетрудоспособности исчислено за дни, за которые начислена заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначены по день установления инвалидности включительно, следовало – до дня установления;
в нарушение пункта 11 Положения по ВН № 569 пособие лицу, являющемуся инвалидом (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием более чем на 60 календарных дней непрерывно;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности исчислено в минимальном размере при том, что у работника есть шесть месяцев общей уплаты взносов и число календарных дней расчетного периода составляет более 30 календарных дней; пособия назначались в размере ниже минимального;
в нарушение пункта 18 Положения по ВН № 569пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 100 процентов среднедневного заработка;
в нарушение подпункта 19.2пункта 2 Положения по ВН № 569 дни нарушения режима, удостоверенные листком нетрудоспособности, оплачивались в полном размере;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода при исчислении размера среднедневного заработка не был исключен период нахождения на курсах повышения квалификации, также календарные дни социального отпуска; при исчислении пособия неверно определены календарные дни расчетного периода; из числа календарных дней расчетного периода, на который делится заработок, не исключены дни освобождения от работы в соответствии с законодательством (военные сборы); в заработок для исчисления пособий включена оплата по среднему за дни освобождения от работы в соответствии с законодательством (военные сборы);
в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569в случае, когдачисло календарных дней расчетного периода составило менее 30, для расчета пособия применялся неверный размер тарифного оклада, установленного на день возникновения права на пособие, а также пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифного оклада, установленного на день возникновения права на пособие;
в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособия не включались выплаты, которые следовало включать (надбавка за сложность и напряженность, доплата молодому специалисту, ежемесячная премия, ежемесячная доплата к заработной плате работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, премия, выплаченная из экономии заработной платы); в заработок для исчисления пособия включена выплата, носящая единовременный характер; доплата до минимальной заработной платы для исчисления среднедневного заработка включена пропорционально отработанным рабочим дням; премию включали в расчет в полном размере, а следовало пропорционально фактически отработанным дням, исключая дни освобождения от работы;
в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569пособие по временной нетрудоспособности назначено не за все дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;
в нарушение пункта 27 Положения по ВН № 569 арифметически неверно определяли период выполнения работ по гражданско-правовому договору для расчета среднедневного вознаграждения;
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), на данные выплаты в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).
5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;
в нарушение пункта 2статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;
в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения;
в нарушение требований пункта 2 статьи 12 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено работающему дедушке, которому отпуск по уходу за ребенком не представлялся;
в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено в размере 25% наибольшей величины прожиточного минимуму, следовало назначить 50%;
в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачены по день достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет включительно, следовало не позднее дня, предшествующему дню достижения им возраста 18 лет;
в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено не со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет назначено не со дня рождения младшего ребенка, а со следующего;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пункта 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку неверно определен коэффициент размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.
В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» неверно определен размер пособия на погребение.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.
8.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
при предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно отражены дата и номер приказа при переводе на другую работу; не отражены сведения о переводе на другую работу, присвоении разряда по профессии рабочего (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 16 Правил);
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; при предоставлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов» неверно отражены суммы единовременной выплаты на оздоровление (не в месяце выплаты, а в месяце, на который приходится отпуск) (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет); неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР» (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
8.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник не подлежал ППС);в периоды работы с особыми условиями труда включены периоды, в течение которых застрахованные лица не были заняты на работах с особыми условиями труда и не подлежали профессиональному пенсионному страхованию (выходные дни, следующие за периодом, в котором работник не подлежал ППС, периоды, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, период освобождения от работы с сохранением средней заработной платы, прогулы) (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения
При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:
неверно отражались за 2022 год сумма частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком(нарушеныпункты 17, 21, Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.12.2021 № 85).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.