Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Компетенция, функции и задачи отдела загса

 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 9 июля 1999 г. № 278-З 
с учётом изменений и дополнений
 

(извлечение)

ГЛАВА 18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 198. Компетенция органов, регистрирующих акты гражданского состояния

Отделы записи актов гражданского состояния производят регистрацию рождения, заключения брака, усыновления, установления материнства и (или) отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, смерти, расторжения браков в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., изменяют, дополняют, исправляют записи актов гражданского состояния, аннулируют и восстанавливают записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранят записи актов гражданского состояния.

Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы производят регистрацию рождения, заключения брака между гражданами Республики Беларусь, установления отцовства по совместному заявлению родителей при одновременной регистрации рождения, а также регистрацию смерти.

Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака в соответствии со статьей 351настоящего Кодекса, изменяют, дополняют, исправляют записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, аннулируют и восстанавливают на основании решения суда записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, хранят записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака.

Консульские учреждения, а также дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций производят регистрацию рождения, заключения брака, установления материнства и (или) отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, смерти, расторжения браков в соответствии со статьей 351настоящего Кодекса, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., изменяют, дополняют, исправляют записи актов гражданского состояния, аннулируют и восстанавливают записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранят записи актов гражданского состояния.

Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, выдают справки, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния либо иные документы, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния.

Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, могут оказывать дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.

 

Функции отдела загса.

 

1. Отдел записи актов гражданского состояния (далее – отдел загса) Новогрудского районного исполнительного комитета (далее – Новогрудский райисполком), является  структурным подразделением Новогрудского райисполкома и входит в систему Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Министерство юстиции).

Отдел загса по общим вопросам своей деятельности подчиняется Новогрудскому райисполкому, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции – Министерству юстиции.

2. Отдел загса в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, настоящим положением и иными нормативными правовыми актами.

Основными задачами отдела загса являются:

1. правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, государственных и общественных организаций;

2. обеспечение реализации основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь по укреплению нравственных основ семьи и повышению её престижа в обществе;

3. правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния.

Отдел загса в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:

1. осуществляет в порядке, установленном законодательством, административные процедуры по заявлениям граждан: регистрацию рождения; заключения брака; расторжения брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г.; расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье); установления отцовства, материнства; смерти; усыновления (удочерения); перемены фамилии, собственного имени, отчества; внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния; аннулирование и восстановление записи актов гражданского состояния; выдачу повторных свидетельств, справок о рождении, о смерти, справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния (о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака), и извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния;

2. составляет материалы и выносит заключения о возможности (невозможности)  перемены гражданами Республики Беларусь фамилии, собственного имени, отчества, направляет их в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) для получения разрешения (отказа) в перемене;

3. производит снижение брачного возраста по заявлению лиц, вступающих в брак, в соответствии со статьей 18Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

4. составляет заключения о внесении либо об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов;

5. выдаёт копии записей актов гражданского состояния по запросам суда, прокуратуры, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также загранучреждений, органов, регистрирующих акты гражданского состояния, Министерства юстиции, органов принудительного исполнения, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами;

6. обеспечивает информационное взаимодействие при работе с государственной информационной системой «Регистр населения» в рамках реализации положений Закона Республики Беларусь 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения»;

7. вносит, дополняет регистр населения персональными данными, актуализирует их, удостоверяет электронно-цифровой подписью;

8. принимает необходимые меры по хранению и защите персональных данных, вносимых (получаемых) в (из) регистр(а) населения;

9. принимает от сельских исполнительных комитетов (далее – сельисполкомы) первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния,как на бумажном носителе, так и в электронном виде, проверяет правильность их оформления;

10. ведёт в установленном порядке учёт записей актов гражданского состояния, совершённых в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

11. обеспечивает хранение первых экземпляров записей актов гражданского состояния и другой документации в течение установленных сроков;

12. представляет в главное управление юстиции, органы государственной статистики, иные государственные органы ведомственную и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

13. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния на бумажном носителе и в электронном виде, подлежащие статистической обработке, в органы государственной статистики;

14. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, не подлежащие статистической обработке на бумажном носителе и в электронном виде, в отдел по вопросам делопроизводства, архивам,  в том числе загса главного управления юстиции;

15. исполняет переданные в установленном порядке отделу загса просьбы учреждений юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи и обращается с такими просьбами к учреждениям юстиции иностранных государств  при осуществлении административных процедур в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами;

16. обеспечивает учет, хранение и расходование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также хранение гербовой печати;

17. изучает и обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о браке и семье при регистрации актов гражданского состояния, проводит запланированные Министерством юстиции, главным управлением юстиции мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

18. проводит проверку деятельности сельисполкомов по регистрации актов гражданского состояния, а также проверяет у них учет и хранение бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, оказывает методическую помощь должностным лицам сельисполкомов, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния, обобщает положительный опыт их работы;

19. проводит работу по: разъяснению брачно-семейного законодательства; правовому просвещению населения, в том числе с использованием средств массовой информации; организации мероприятий, направленных на укрепление института семьи в обществе;

20. оказывает населению дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

21. рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела загса, и принимает меры для своевременного и всестороннего их рассмотрения;

22. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.


© Новогрудский районный исполнительный комитет, 2024.